пятница, 6 января 2017 г.

В память о начальнике конной разведки отряда Щетинкина Михаиле Александровиче Кривошееве.

Так уж вышло, что один мой дедушка, Кривошеев Михаил Александрович, был красным партизаном. Он родился в Черниговской области в 1902 году, но затем в 1905 году вся многодетная семья Кривошеевых: отец Александр Павлович и мать Анна Карловна с 8-ю детьми переехала жить в п. Залари.





Когда началась Гражданская война, он пятнадцатилетним пареньком  уходит добровольцем в Зверевский партизанский отряд, а после его расформирования попадает в 14-й добровольческий стрелковый полк. В 1920г. он вместе с шестью партизанами подсел на станции Гришево в «колчаковский» эшелон и сопровождал А.В.Колчака с В.Пепеляевым до Иркутска.


В 1922 году он поступает в часть особого назначения по ликвидации бандитизма, где в отряде ОГПУ, возглавляемого знаменитым Щетинкиным, до 1925 года воевал в должности начальника конной разведки.
Четыре года, с 1920 по 1924гг., в Иркутской области в Заларинском, Тайшетском, Балаганском районах свирепствовали банды. Особой жестокостью отличались банды Замащикова и Развозжаева. Бандиты нападали на населённые пункты и устраивали полный погром, расстрелтвали комсомольцев, коммунистов и беспартийных, нападали на обозы. Советское правительство объявило эти районы на военном положении. Все коммунисты, комсомольцы и другие честные люди объединились в отдельные отряды ЧОН по ликвидации банд.
Мой прадедушка Александр Кривошеев был убит в 1923г.

 В газете «Власть труда» этого года была опубликована заметка «Смерь на посту», в которой рассказывалось, как это произошло:
« 31 января 1923 года на уч. Малые Халты, находящемся на территории Бурятавтообласти, был убит неизвестными лицами председатель Правления Алятского Потребобщества тов. Кривошеев. Убит он был при следующих обстоятельствах. В последних числах января в районе Алятской волости разнёсся слух о появлении банды. Опасаясь за судьбу товаров и документов лавки, тов. Кривошеев увёз их на участок Малые Халты. Здесь он подвергся нападению грабителей, пытавшихся увезти лошадь с товарами. В результате схватки, тов. Кривошеев выстрелом из винтовки оказался убитым наповал. Товары были увезены. Оставаясь до последней минуты верным делу, тов. Кривошеев, как честный кооператор и коммунист погиб на посту».
Михаил Александрович узнал, что убили его отца бандиты из банды Замащикова и отомстил ему за это сполна.
В марте 1924г. возглавляемая им разведка отряда Щетинкина установила, что главный пост банды расположен за таёжным участком Заларинского района «Русь».Разведчикам удалось захватить связного их этой банды . Он знал, где находится зимовьё, в котором жили бандиты вместе со своим главарём Константином Замащиковым. Два раза имитировали связному расстрел, но видя, что смертью его не запугаешь, пообещали: советская власть даст свободу и, главное землю.  После бандит пересмотрел и проанализировал свои взгляды на происходящие события и вывел чоновцев к зимовью, где находились бандиты. В тайге бушевала метель, но отряд чоновцев под прикрытием ночи, приблизился к большому зимовью. С четырёх сторон зимовья, на случай нападения, бандитами были установлены четыре пулемёта «Максим», да так, чтобы была возможность отбиваться от нападавших - такова была оборонительная тактика Замащикова. Но на этот раз бандиты так были уверены в своей безопасности, что даже не выставили караул. Окружив зимовьё, чоновцы осторожно поползли, утопая в снегу, но их обнаружили собаки бандитов. Был предрассветный час, бандиты спали, но лай собак разбудил их. Первым выскочил из зимовья сам Замащиков, но тут же бросился назад с криком: «Ребята, красные!» Скошенный партизанской пулей, бандит упал. В это время остальные бандиты, полураздетые, стали выбегать из зимовья и стрелять из винтовок и обрезов. Мой дед был ранен, но оставался в строю до конца боя. В итоге вся банда была полностью уничтожена. Уничтожены были до 1925г. и все банды: Развозжаева, Неймана, Борисова и др.

Мой дедушка Михаил Александрович умел постоять за себя и своих близких. Однажды он с женой Валуевой Валентиной Николаевной и дочерью Ириной, ехал по просёлочной дороге на телеге. Внезапно из леса на них напали пять вооружённых бандитов с целью ограбить и убить. За считанные доли секунды он уложил из нагана троих наповал, а оставшиеся двое еле-еле успели унести ноги в лес.


Красные партизаны умели воевать, были натренированы и сильны духом. Поэтому они и вышли победителями в этой кровопролитной Гражданской войне. А защищали они свои семьи и свои жилища от непрошенных гостей, а со стороны белой армии была такая дезорганизованность, беспорядок и паническое настроение, которые и привели её к неминуемой гибели.
Так уж и получилось, что когда дедушка М.А.Кривошеев воевал за Власть Советов с Белой Армией, то на противоположной стороне фронта против Красной Армии воевали: мой двоюродный прадед Морозов Иван Иванович, который служил поручиком в армии А.В.Колчака и дед Красовский Степан Иванович, который был польским легионером и служил офицером по связи в той же армии.   
Вложив немалую лепту в завоевании Советской власти, мой дедушка буквально сразу же её и возненавидел. Он всегда стоял за справедливость, протестовал по поводу зверств, устраиваемых сталинистами в годы культа личности, когда людей, его боевых друзей и родных, расстреливали без суда и следствия. Он нашёл в себе смелость всенародно сорвать портрет Сталина в клубе г.Нижнеудинска и растоптать его сапогами. Рабочие тогда предупредили его, что доносчик уже в пути, и он тогда спасся от преследования.
В годы репрессий он работал в геологических партиях, поэтому и избежал ареста и расстрела.
А вот моему прадедушке Морозову И.И. и дедушке по отцовской линии  Красовскому С.И. не повезло. Их расстреляли в 1938-м «за принадлежность к шпионско-диверсионным организациям» и за прошлое – за службу в армии А.В.Колчака.
Как сложил свой стих Сергей Есенин: «Было время безумных действий. Время диких стихийных сил».
Однажды я спросил дедушку о том, как он относился к А.В.Колчаку и он мне ответил, что с уважением и не желал его гибели, но зато к Пепеляеву же у него отношение было иное -   он считал его виновным во многих кровопролитиях и всех бедах.
Всю свою жизнь дедушка дружил с Иваном Фроловичем Урванцевым. Даже дачи у нас были рядом и на одной улице в дачном кооперативе «Ветеран Революции». Иван Фролович иногда рассказывал, как стоял на страже у камеры № 5, где находился до последних дней своей жизни А.В.Колчак, разговаривал с ним. Также он рассказывал, что его родственник Николай Николаевич Урванцев, который был геологом, участвовал в экспедициях по направлению Колчака на Таймыр и нашёл там уголь и никель.
Дедушки рассказывали, что в то время совместно с Захаром Вершило, у которого в подчинении был автомобильный парк, продумывали план спасения Александра Васильевича, но план был внезапно сорван в связи с приказом о его расстреле.
Когда-то, в 90-е годы в Иркутск приезжал французский писатель Жан Ив Потель, который поставил перед собой цель написать книгу о Гражданской войне в России. С ним я встречался на улице Бабушкина в Иркутске в старинном деревянном доме. Целый день разговаривали, пили чай, кофе и французское вино. Особый интерес у него был к моим рассказам о событиях, связанных с А.В.Колчаком. Вышла в свет его книга или нет – не знаю.


В прошлом году, когда я пришёл на кладбище, чтобы почтить память близких, то увидел, что у металлического памятника дедушки вандалы выломали алюминиевую звезду и оторвали бронзовую дощечку с его фамилией, вероятно для сдачи во Вторцветмет.
После этого я пришёл к директору Иркутского филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания Пузырёву Александру Николаевичу и обратился за помощью  по установке памятника дедушке. Он объяснил мне, что на основании президентского Указа ставит памятники компания только тем ветеранам, кто умер после 1 июля 1992г., а так , как мой дедушка, хоть и заслуженным человеком был, то умер в 1973г. и ему не положено устанавливать памятник за государственный счёт.
В то же время А.Н Пузырёв дал мне совет обратиться к начальнику ГУВД А.А.Антонову – может он поможет.
На следующий же день я написал обращение к генералу с просьбой помочь установить памятник дедушке, поскольку он внёс немалую лепту в борьбу с бандитизмом и воевал с японцами в Отечественную.
Надо отметить, что руководство ГУВД ответило сразу же и с пониманием дела. Моё обращение было передано для рассмотрения в пенсионный фонд ГУВД Яскиной Марине Васильевне, которая сделала все необходимые запросы в военкоматы, и, получив подтверждения о пройденных боевых путях М.А.Кривошеева, передала документы Президенту Иркутского благотворительного фонда «Ветеран» Николюку Владимиру Кирилловичу. 

С этим замечательным человеком я встретился и у нас произошла длительная беседа. Не смотря на свой возраст 90 лет, Владимир Кириллович не утратил своего боевого духа. Как выяснилось, он раньше был начальником ГОВД г. Залари и знал о подвигах моего деда, поэтому и сказал мне, что обязательно поможет. К тому же он позвонил в ГОВД г. Черемхово и попросил его начальника прислать в Иркутск альбом с фотографиями тех жарких времён борьбы с бандитизмом в этих краях. Я внимательно слушал этот разговор, и мне казалось, что хоть теперь Владимир Кириллович и не является начальником милиции Черемховского ГОВД, но на том конце провода все стояли при разговоре по стойке «смирно». В конце беседы он сказал, что заимел ко мне большое уважение, поскольку восхищён мною,  потому что я проявляю такую настойчивостью, а главное горю большим желанием поставить памятник дедушке.
После беседы из Фонда было перечислено на счёт «Военно-мемориальной компании»
10 тысяч рублей на памятник, который, благодаря особой заботы и вниманию со стороны её работников: Светланы Викторовны Ждановой и Александра Николаевича Пузырёва, был установлен на Радищевском кладбище 15.10 2008г.






















Комментариев нет:

Отправить комментарий