понедельник, 22 сентября 2014 г.

Открытие музея чая в музее города Иркутска обрадовало иркутян.

Немного истории. Трагическая судьба Иркутской чаеразвесочной фабрики и её музея. Однажды в январе 2002г. мне позвонил историк Вадим Соколов и тревожным голосом сообщил о том, что знаменитый музей чая, находящийся на Иркутской чаеразвесочной фабрике, в любой момент может быть распродан или ликвидирован, за ненадобностью, новыми хозяевами фабрики. Музей, в отличие от самой фабрики, был полностью сохранён и как бы был законсервирован. Притом каждая пачка чая и каждый экспонат были пронумерованы и инвентаризированы. Соколов рассказал мне, что теперь окончательно решён вопрос о последующей продаже и ликвидации фабрики. Временным управляющим фабрикой был некто Алексеев Владимир Сергеевич, представлявший интересы собственника на тот момент – Торгового дома Никитина в г.Москве. Он лично знал бывшего директора фабрики Георгия Олимпиевича Девятко, общался с ним в последние дни его жизни и обещал, что фабрика возродится и заработает. Когда же окончательно решился вопрос о продаже фабрики, Алексеев, беспокоясь за судьбу музея, обратился к семье Девятко с предложением принять музей на хранение, описать и систематизировать его экспонаты, в том числе и коллекцию чая. Этот музей был создан не одним поколением работников фабрики. Основную часть коллекции музея собрал Георгий Олимпиевич. Он был кавалером орденов Ленина и Трудового красного знамени, умер в 1999 году. С 1936 по 1984 год он бессменно возглавлял Иркутскую чаеразвесочную фабрику, то есть фактически со дня её основания. Это было градообразующее предприятие, обеспечивающее в годы Великой Отечественной войны фронт чаем и махоркой. В мирное время фабрика выпускала 300 тонн чая в сутки. На ней работало более тысячи человек, которые выпускали огромнейший ассортимент чая, в том числе знаменитый № 36 и плиточный - чёрный и зелёный. Г.О.Девятко расширил производство, организовал строительство детского сада и несколько жилых домов для работников фабрики, новых цехов, оснащённых новейшим импортным оборудованием. Собранный им музей насчитывал около тысячи экспонатов. Это были образцы чайной продукции конца 19 по конец 20 века, коллекция грамот, похвальных листов, благодарностей на имя работников фабрики, документы, буклеты, сувениры, вымпелы, подаренные фабрике разными делегациями; фотографии, фотоальбомы, книги, наградные флаги, призовые кубки, самовар, техническая посуда, приборы, оборудование, этикетки, заготовки упаковок и чайных коробок, печати, слайды и фильмы по теме «Сибирский чай». После ухода Г.О.Девятко на пенсию за годы перестройки на фабрике сменилось несколько директоров и вот теперь, при последнем, новые дорогостоящие английские станки уже были демонтированы и выброшены на улицу, где и оставались гнить под дождём и снегом. Вовремя полученная от семьи Девятко информация мною была использована мгновенно. Я посчитал нужным организовать передачу чайного музея музею города и позвонил его директору В.П.Шахерову, высказав ему все рекомендации как надо и когда забрать весь музей. 29 января 2002г. Шахеров направил письмо председателю совета директоров ООО «Иркутская чайная фабрика» Дмитриеву В.А. с просьбой передать материалы музея фабрики в фонды музея города Иркутска, на что было получено «добро» и осталось только забрать музей. Но почему-то вместо того, чтобы это мероприятие довести по быстрее до конца, руководство музея затеяло волокиту и лишь после моих настойчивых звонков 16 апреля 2002г. Шахеров направляет за экспонатами и оформлением их сотрудника музея Гаврилову Наталью Игоревну. По каким-то странным причинам за ней увязался, как бы за компанию, сотрудник этого же музея Козлов Иван Иванович, которому Шахеров ни коим образом не поручал данное мероприятие из-за недоверия. Они в этот же день упаковали все экспонаты в ящики, опечатали и составили акт приёма предметов на постоянное хранение. В акте было зафиксировано 770 экспонатов. Со слов музейных сотрудников, при странных стечениях обстоятельств в этот же день вывезти ящики не представилось возможным, поскольку не нашли, якобы, грузовую машину и переложили это мероприятие на следующий день. Когда же музейщики приехали уже на машине за ящиками, то, якобы, с ужасом обнаружили, что самые ценные ящики с дореволюционными экспонатами, в количестве 300 экземпляров, исчезли. Гаврилова Н.И. так и написала на акте сверху: «…наличие предметов не соответствует количеству по акту». Могли ли быть данные утверждения лживыми и основанными на желании скрыть всю истину в связи с исчезновением самых ценных экспонатов – остаётся только гадать. Руководство же музея города вместо того, чтобы забить тревогу и заявить о краже в милицию, стало скрывать произошедшее и потребовало от Гавриловой переделать акт по реальному, доставленному в музей, количеству экспонатов. Однако всё же «замести следы» пропажи забыли в связи с обыденным разгильдяйством, попустительством и неисполнительностью, чем теперь и воспользуются неминуемо следственные органы. Наседал на принятие мер по розыску экспонатов и я, но кража была просто прикрыта самими же музейщиками, дабы не хотелось марать «честь мундира и выносить сор из избы. Руководство музея даже стало подозревать в краже экспонатов И.И.Козлова, который принимал участие в подготовке экспонатов к отправке. Вопрос о пропаже задал ему и я на открытии памятнику А.В.Колчаку, но Иван Иванович высказал свои догадки и подозрения, что ящики перехватили работники Иркутского краеведческого музея, опередившие их буквально на какие-то «доли секунды». Через некоторое время в пивном баре «Ефимыч», что на ул.К.Маркса, стали появляться дореволюционные коробки с чаем, самовар и старинные фотографии. Предположения о «всплывающих» ворованных экспонатов я высказал директору музея города Шахерову В.П., но он как-то пассивно повёл себя, но рассказал мне, что оформлял второй этаж бара их сотрудник Козлов И.И. и поместил туда даже патифон. Другой же мой знакомый коллекционер уведомил меня о том, что оформлением бара, совместно с Козловым, занимался и владелец одной антикварной лавки. Шло время, а экспонатов прибывало всё больше и больше. Казалось, что вор специально припрятал их в своей кубышке до «лучших времён», то есть до той поры, когда всё забудется, уляжется, утрясётся. Наглости легальной выставки на показ клиентам бара ворованных экспонатов, да ещё и с вывеской: «Коллекция Иркутской чаеразвесочной фабрики», казалось бы не было предела и вот я увидел воочию довольно таки приличную накопившуюся коллекцию, сфотографировал её и показал для опознания Шаровой В.В., бывшей работнице фабрике, и Соколову В.Н.- зятю умершего собирателя этой коллекции Девятко Г.О. Все они подтвердили, что данные экспонаты на фотографии были раньше в музее чая и с грустью добавили о том, что со знамени фабрики украли даже орден Трудового красного знамени. Данное обстоятельство и побудило меня 20.08.06г. подать заявление в милицию с требованием вернуть экспонаты музею города, поскольку они уже ему принадлежали и числились согласно акту от 16.04.06г., чтобы они служили горожанам, а не кучке богатых предпринимателей. Хотелось бы, чтобы сотрудники ОБЭПа, помимо раскрытия кражи, расследовали и кражу самой фабрики, как достояния нашего народа, а также выяснили, на какие деньги она была выкуплена и перепродана. Дочери Г.О.Девятко: Галина и Наталья, являющиеся наследниками коллекции чая, собранной на свои деньги их отцом, учитывая последнее желание его передать коллекцию в музей, очень переживали за то, что многие самый ценные экспонаты не попали в музей, были сворованы. Они обращались даже к самому Генеральному прокурору РФ Ю.Чайке с требованием взять расследование под контроль, поскольку на следствие, по их подозрению, давили со всех сторон, в том числе и прокуратура, опасаясь, что само расследование может быть прекращено из-за того, что музей города просто напросто «открестится» от украденных или при их попустительстве, или при самом участии, экспонатов. Поскольку сотрудники музея проявили наглую непорядочность, а возможно и сами украли чай для перепродажи в бар, Галина и Наталья не желали, чтобы и оставшаяся « в живых» часть коллекции их отца находилась в музее и были намерены были даже через суд требовать её возврата. Они длительное время предпринимали усилия, чтобы возвратить чай, находящийся в «Русской чайной». Как предполагалось, борьба «за чай» могла быть переведена и на более высокий уровень, но следователь Кировского РОВД всё же, в очередной раз, вынесла постановление о прекращении уголовного дела, мотивируя тем, что не найдена книга регистрации экспонатов музея Чаеразвесочной фабрики и поэтому сличить номера на чайных пачках в Чайной и тем самым доказать принадлежность к экспонатам не представляется возможным. Открытие музея чая. Время шло, музейные экспозиции городского музея под руководством его нового директора Ирины Ивановны Терновой разрастались, но главное 11 сентября 2011г. произошло знаменательное событие – открытие Музея чая. Открытие произошло в филиале музея г.Иркутска в отреставрированное доме-памятнике середины 19 века «Музей городского быта». Это мероприятие называлось как бы творческим отчётом и на нём присутствовало много гостей. Первые слова благодарности иркутянам, принимавшим активное участие в создании музея чая произнесла директор музея города Ирина Терновая, Почётный гость учёный-краевед из Улан-Удэ Чингиз Андреев сказал, что Иркутск по праву вошёл в состав Великого чайного пути, охватывающего десятки городов в разных странах, а известный иркутский краевед и коллекционер Сергей Иванович Медведев выразил восхищение по поводу такого красивого музейного комплекса из реставрированных домов-памятников деревянного зодчества. На открытии выступил зять бывшего директора фабрики, иркутский историк и коллекционер Соколов Вадим Николаевич., который рассказал об Истории создания Иркутской чаепрессовочной фабрики, ее работе, коллективе, работавшем на фабрике и продукции, которую она выпускала. Он выразил большое сожаление по поводу бессовестной приватизации и в конечном счете ликвидации градообразующего предприятия Иркутска и попросил расширить экспозицию, посвященную фабрике, добавив туда уголок, посвященный ее бессменному руководителю и создателю чайной коллекции Г.О.Девятко., с кратким рассказом о жизненном пути этого героического человека и его личном вкладе в развитие чайного производства в России. В заключении семья Девятко-Соколовых преподнесла в дар музею пачку грузинского чая выпуска 1941г.из коллекции Георгия Олимпиевича, фотоматериалы о жизни и работе фабрики, юбилейную медаль, которой была награждена фабрика в честь 50-летия с момента ее основания. Работники музея истории города вместе со своим директором Ириной Терновой очень порадовали гостей театральным представлением, в котором иркутские кумушки распивали чай из самовара и вели беседы: всё было как в старые далёкие времена. Чайная экспозиция получилась довольно содержательной. На ней были представлены образцы чайной продукции из Китая 19 века, кяхтинский чай – байховый, кирпичный, в фабричных паковках. В витринах гости увидели старинную фарфоровую посуду, самовары, фотографии иркутских купцов Белоголовых, Хаминова и Пономарёва, которые до революции вели торговлю чаем через Кяхту. Галине Девятко и Вадиму Соколову было очень радостно созерцать некоторые экспонаты, собранные Георгием Девятко в Чаеразвесочной фабрике. Каждому дали слово выступить и рассказать о том, как собиралась эта коллекция. В красивых нарядах танцевальная группа «Таис» исполнила китайский танец, а затем собравшиеся услышали песни затопленных ангарских деревень, насладились демонстрацией китайской чайной церемонии и сибирскими посиделками. Распитие чая проходило аж на двух этажах и все были очень довольны. В итоге было объявлено о создании в Иркутске клуба любителей чая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий