понедельник, 22 сентября 2014 г.

Возвращение иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

В конце июня 2003 года участились поджоги старинных домов – памятников деревянного зодчества в центре Иркутска. В июне этого года на улицах Грязнова, Б.Хмельницкого, Дзержинского, К.Либкнехта за одну только ночь злоумышленники подожгли сразу шесть таких домов. В ночь с 28 на 29 июня был подожжён с двух сторон дом № 15 «А» по ул.Дзержинского, где проживала моя давняя знакомая Клавдия Михайловна Кривинцова со своей соседкой Александрой Ефимовной Чемизовой. В Центре по сохранению историко-культурного наследия этот дом был поставлен на Государственную охрану под № 328 как усадьба Григория Барского. Этот дом постройки 19-начала 20 веков в настоящее время является вновь выявленным памятником местного значения № 162/14-33 Согласно Решению Облисполкома от 17.02.1995г. и используется как жильё. Через несколько дней с того времени, как произошёл пожар я решил навестить Клавдию Михайловну и зашёл к ней в квартиру, что располагалась на втором этаже дома, и увидел ужасающую картину: вся крыша и часть стен прогорели и были залиты водой, а старинная мебель в квартире отсырела. Клавдия Михайловна рассказала мне о страшном нападении на дом и показала, где были поджоги. Она с дрожью в голосе и со слезами на глазах рассказала мне и о том, как тушили дом пожарные. Как только пожар был потушен, и пожарники уехали, они с внучкой зашли в комнату, где располагалась спальня и обнаружили, что похищены все золотые украшения: кольца, серьги, цепочки и др. После пожара прошло 4 дня и вновь кража. На этот раз была ограблена её соседка по этажу - Александра Ефимовна. 2 июля она пришла домой со службы в Кресто-Воздвиженской церкви, зашла в свою комнату и ужаснулась: в иконостасе она увидела пустое место. Там, где висела раньше самая дорогая ей икона – «Покров Пресвятой Богородицы» в посеребрённом окладе, начала 19 века, подаренная ей ещё 15 лет назад настоятелем церкви, где она работала старостой уже больше четверти века, Шевчуком Михаилом Васильевичем, проще – отцом Михаилом, просматривалась лишь прокопченная от гарева стена. Украдены были также церковная книга и бронзовый крест. Переживая большое горе, как от пожара, так и от пропажи иконы, Александра Ефимовна обратилась ко мне с большой просьбой помочь найти икону. Больше помочь ей было некому, да и на милицию надежды не было никакой. Я часто помогал людям в поисках похищенных реликвий, и в данном случае ради «благого дела» решил ей помочь найти икону, без которой казалось вся жизнь её была превращена в одни страдания и тоску. Мне частенько поступала информация о движении антиквариата, и поэтому особого труда не составило узнать, где она находится в данное время. Уже в этот же день один мой знакомый художник сообщил мне, что аналогичная икона была отдана на продажу некоему Олегу С. У магазина «Художник», что находится у памятника В.И.Ленину. На следующий же день, 3 июля, утром я подошёл к этому магазину и стал рассправшивать художников, которые торгуют возле него своими картинами, об украденной иконе. От них я узнал о том, что действительно разыскиваемая мною икона находится у их друга Олега С. В тот самый момент, когда я разговаривал с художниками, ко мне по какой-то счастливой случайности подошёл незнакомый парень крепкого телосложения. Он был казалось чем-то встревожен, и когда я его спросил, знает ли он что-либо об этой иконе, сказал, что именно он-то и приносил вчера икону, бронзовый крест и книгу, да и отдал их на продажу Олегу С. На мой вопрос о происхождении данных реликвий он ответил, что нашёл их на чердаке своего деревянного дома, что находится на улице Софьи Перовской. Этот самый Олег должен был прийти с минуту на минуту к магазину, чтобы отдать деньги от продажи антиквариата. Я сразу понял, что парень врёт и решил всё же «поработать» с ним на полном серьёзе, чтобы «докопаться» до истины и вернуть украденное. Мы стояли около часа в ожидании Олега, но он так и не подошёл. Парня звали Сашей и я убедил его пригласить меня к себе домой и показать место нахождения реликвий, да к тому же он захотел показать ещё и крестик, тоже якобы найденный им. Мы пришли к нему в дом, где он показал мне крестик, не представляющий никакой антикварной ценности, да и чердак дома, где якобы он нашёл икону с книгой. После мы решили пойти обратно к магазину, в надежде на возвращение Олега и я подумал, а не разыграть ли Сашу, чтобы вынудить признаться в краже. Для этого я предложил пройти от ул.Софьи Перовской по ул.Дзержинского как раз специально мимо дома № 15 «А» по направлению к магазину. Когда мы подходили к этому дому я стал рассказывать ему о той самой краже иконы у верующей старушки и о том как она переживает это горе, случившееся с ней. Мои рассуждения сводились к тому, что укравшего церковные вещи, да к тому же икону, ждёт неминуемая участь гореть за такой грех в огне Генны огненной в Аду, о том, что старушка, работавшая в церкви старостой, всё равно будет молиться Богу до последнего, чтобы тот помог вернуть ей икону и наказал вора-антихриста. Я популярно объяснил ему , что если вор не раскается в содеянном, то его неминуемо будут ждать напасти, проблемы и ужасная участь в этой грешной жизни. Когда мы поравнялись с домом, Саша вдруг внезапно остановился, побледнел и как-то задрожал, затрясся и сказал мне: «А ведь икону эту украл я. Что мне теперь делать?» Я тут же посоветовал ему честно раскаяться и сделать всё для того, чтобы вернуть ворованное. Саша тут же заголосил: «Я раскаиваюсь и хочу вернуть всё как можно скорее старушке, только помоги мне пожалуйста найти этого Олега, которому я всё отдал». «Один шаг уже сделан» - подумал я, но задача найти этого самого Олега была тоже не их лёгких. У магазина Олега конечно мы не дождались, хотя прождали почти целый день, аж до самого вечера, но я придумал план действий в поисках его. Сначала через знакомых в УВД я узнал, по каким адресам он проживает, но по этим адресам он не находился. Я узнал его номер телефона и позвонил, но его сестра, взявшая трубку, не стала сообщать его местонахождение. Казалось, что этот Олег довольно-таки конспиративно скрывался от нас и, как выяснилось позднее, действительно скрываться у него, но только не от нас, была действительно весьма серьёзная причина – за ним охотились местные бандюганы, чтобы или убить, или заставить его забыть про мошенническим путём украденную у него квартиру на ул.Степана Разина и не писать в милицию. Я Саше сказал, чтобы он поехал по адресу, где проживает Олег и во чтобы то ни стало забрал у него книгу и икону. Он ездил у нему несколько раз, но безуспешно – Олег скрывался. Поиски его затянулись аж на 20 дней, но однажды рано утром Саша всё же застал его дома и они вместе приехали ко мне домой и привезли икону с книгой. Их я сразу же забрал и на следующий же день мы с Сашей пошли возвращать украденные бесценные реликвии Александре Ефимовне. Она своим глазам не поверила, увидев любимую икону, прижала её к груди и стала молиться, причитая: «Я знала, что ты Богородица, ко мне вернёшься. Прости, что тебя не уберегла. Господь видит, что происходит!» Да, казалось действительно, Господь заступился за неё, не допустил зловещий огонь до иконы, оградил её от сожжения, руководил мною и помогал мне в её поисках. Я, да и все собравшиеся, были рады такому благоприятному исходу дела. Мне было хорошо на душе за это, исполненное «благое дело» - ведь сторицею воздастся за такое, тем более Александра Ефимовна сказала, что будет за меня молиться в своей церкви и проведёт обряд крещения. После этого бабушки угощали меня и Сашу чаем с вкусными лепёшками и сказали, что всегда будут рады моему приходу. Они так и не узнали, что икону , книгу и крест украл по дурости их давнишний знакомый Саша – я ему обещал, что не выдам. Позднее я узнал от бабушек, что Саша приходил не раз, приходил, раскаивался и просил у Александры Ефимовны прощение за содеянный грех. Не раз тайком стоял на коленях у порога двери её квартиры и молился, молился, молился за отпущение ему грехов, хотя всё ему было уже прощено и отпущено. Бог ему судья. Не так часто возвращаются ворованные антикварные раритеты своим хозяевам. Попав в ловкие руки антикварных дельцов, они просто растворяются в коттеджах, шикарных московских квартирах «новых русских» любителей старины, увозятся за границу туристами в Японию, США, Германию и другие страны. Фактов по обворовыванию квартир иркутян у меня накопилось предостаточно, но как искать ворованные раритеты, если их хозяева не разу их не фотографировали, не показывали специалистам музея, не удосуживались узнать хотя бы автора произведений искусства и их стоимость. Отсутствие такой информации создаёт немалые трудности в поисках похищенного и зачастую ни к чему хорошему в их нахождении не приводит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий